ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ
Код направления подготовки 08.03.01 Строительство
Профиль подготовки «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»
1. Цели и задачи дисциплины
- Изучить методику осуществления автоматизированного сбора, обработки, анализа и систематизации научной и технической информации, выполнения при помощи систем автоматизированного проектирования технических разработок, проектной рабочей технической документации, выполнение экспериментальных и теоретических научных исследований в области строительного материаловедения, освоить теорию математического планирования экспериментов и технологию обработки полученных результатов на ЭВМ
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и освоение следующих компетенций:
общепрофессиональные:
· способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1);
профессиональные:
· владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования (ПК-2);
· владением методами и средствами физического и математического (компьютерного) моделирования в том числе с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, систем автоматизированных проектирования, стандартных пакетов автоматизации исследований, владение методами испытаний строительных конструкций и изделий, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам (ПК – 14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
- принципы автоматизированного сбора, систематизации информации, проектирования предприятий стройиндустрии и технологических процессов при производстве строительных материалов и изделий;
- основные научные методы решения технологических задач в области промышленности строительных материалов, в том числе математический аппарат регрессивного анализа, методы планирования экспериментов, последовательность проведения эксперимента и обработки результатов.
Уметь:
- использовать электронные базы данных для сбора и систематизации информации;
- применять системы автоматизированного проектирования для выполнения проектных работ и технологических расчетов;
- поставить цель и задачу исследования, выбрать соответствующие независимые переменные и правильные интервалы их варьирования, выбрать матрицу планирования, произвести расчет параметров переменных в натуральном виде для каждой серии, провести обработку результатов при помощи ЭВМ.
Приобрести практические навыки в применении САПР и математических методов в проектировании предприятий и для оптимизации технических разработок.
Владеть:
– навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных;
– методами практического использования современных компьютеров для обработки информации основами численных методов решения инженерных задач;
– владеть основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимые для выполнения и чтения чертежей;
- современной аппаратурой, навыками ведения физического эксперимента.
3. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Дисциплина включает следующие разделы:
Тема 1. Понятие о проектировании и автоматизированном проектировании в частности .Цель и задачи курса, его содержание и связь с другими дисциплинами. Понятие проектирования. Графический метод моделирования объектов.
Тема 2. Системы автоматизированного проектирования. Автоматизированное проектирование и САПР. Проектирующие и обслуживающие подсистемы.Классификация САПР и требования к ним. Автоматизированные рабочие места. Их состав и требования. Обзор САПР. Тяжелые, средние и легкие САПР. Российские САПР и зарубежные аналоги.
Тема 3. Математическое моделирование. Математическое моделирование. История возникновения и развития методов математического планирования эксперимента. Области их применения в 4технике и эффективность получаемых результатов. Особенности проведения НИР с применением математического планирования экспериментов в промышленности строительных материалов.
Тема 4. Математический аппарат регрессивного анализа. Математический аппарат регрессивного анализа. Вычисление коэффициентов регрессии. Представление результатов наблюдений, независимые переменные, система нормальных уравнений и их решение. Оценка значимости коэффициентов регрессии. Вычисление дисперсии характеризующей ошибку опыта, оценка адекватности найденных зависимостей.
Тема 5. Понятие планирования экспериментов.Понятие планирования экспериментов. Сравнительные эксперименты. Суть сравнения способов, технологий, составов, рецептур и т.д. Терминология. Понятие плана эксперимента, порядок выбора факторов, математическая формализация планов. Требования к выходной и входной переменным. Метод наименьших квадратов.
Тема 6. Полный факторный эксперимент.Полный факторный эксперимент. Стандартные матрицы планирования для двух и трехуровневых планов. Вычисление коэффициентов регрессии, исследование уравнений полученных при полном факторном эксперименте.
Тема 7. Дробный факторный эксперимент. Дробный факторный эксперимент. Стандартные планы. Вычисление коэффициентов, регрессионный анализ. Экстремальный эксперимент. Структура планов 2-ого порядка, оценка и анализ
Тема 8. Крутое восхождение на поверхности отклика.Шаговый принцип движения к оптимуму. Крутое восхождение. Интерпретация линейных уравнений регрессии. Принятие решений в экстремальном эксперименте.
- Преподаватель: Александр Александрович Овчинников