Код, направление подготовки - 38.03.07 Товароведение
Цели освоения дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы» – дать понимание теоретических основ товароведения и экспертизы товаров (дать понимание основных категорий, методов и средств в области товароведения и экспертизы товаров), подготовить студента к изучению других дисциплин профессионального и естественнонаучного цикла, создать базу для формирования специалиста широкого профиля, способного работать не только на предприятиях оптовой и розничной торговли, но и в других коммерческих структурах, а также на предприятиях и в организациях государственного сектора, в учебных и научных учреждениях Российской Федерации. Успешное освоение дисциплины призвано развить у студентов основы коммерческого мышления, поискового умонастроения, предпринимательской интуиции и инициативы.
Настоящая дисциплина посвящена изучению теоретических основ товароведения и экспертизы, формированию у студентов теоретических знаний и практических навыков по основным вопросам организации и планирования коммерческой деятельности, приобретению навыков оценки качества на всех этапах товародвижения. В ней рассматриваются основополагающие вопросы товароведения и экспертизы: товар как объект коммерческой деятельности, а экспертиза товаров как профессиональная исследовательская деятельность; условия формирования и сохранения количества и качества товаров в сфере производства и обращения; идентификация товаров и информационное обеспечение процесса товародвижения.
В задачи дисциплины входят:
– изучение основных категорий товароведения и экспертизы товаров;
– овладение едиными методами и приемами анализа потребительной стоимости;
– усвоение научных знаний и приобретение практических навыков в области систематизации и кодирования товаров;
– приобретение навыков анализа и управления ассортиментом товаров;
– изучение потребительских свойств товаров и приобретение навыков построения и анализа номенклатуры потребительских свойств;
– анализ факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров;
– овладение методами экспертизы и контроля качества товаров;
– освоение методов оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;
– ознакомление с основными видами товарных экспертиз, объектами, субъектами и средствами экспертизы товаров;
– освоение приемов и приобретение навыков идентификации товаров.
– изучение правил, порядка производства и оформления результатов экспертизы товаров в экспертных организациях;
– приобретение опыта оформления результатов экспертизы товаров;
– ознакомление с основными нормативно-правовыми документами в области экспертизы товаров и защиты прав потребителей.
1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины/практики
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и освоение следующих компетенций:
общепрофессиональные:
ОПК-5 – способность применять знания естественнонаучных дисциплин для организации торгово-технологических процессов и обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
профессиональные:
ПК-6 – навыки управления основными характеристиками товаров (количественными, качественными, ассортиментными и стоимостными) на всех этапах жизненного цикла с целью оптимизации ассортимента, сокращения товарных потерь и сверхнормативных товарных запасов;
ПК-8 – знание ассортимента и потребительских свойств товаров, факторов, формирующих и сохраняющих их качество;
ПК-11 – умение оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации;
ПК-12 – системное представление о правилах и порядке организации и проведения товарной экспертизы, подтверждения соответствия и других видов оценочной деятельности;
ПК-14 – способность осуществлять контроль за соблюдением требований к упаковке и маркировке, правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товаров, правил их выкладки в местах продажи согласно стандартам мерчандайзинга, принятым на предприятии, разрабатывать предложения по предупреждению и сокращению товарных потерь.
В результате изучения дисциплины (практики) обучающийся должен:
Знать: основные категории товароведения и их взаимосвязь; методы анализа потребительной стоимости; виды и методы классификации и кодирования товаров; виды, показатели и методы управления ассортиментом; факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; общие и специфические требования, предъявляемые к товарам; номенклатуру потребительских свойств товаров; основные процедуры при контроле качества товаров; основы идентификации товаров; основные понятия в области товарной экспертизы; принципы, виды, объекты, субъекты, средства товарной экспертизы; правила, порядок производства и оформления результатов экспертизы товаров в экспертной организации.
Уметь: систематизировать и обобщать информацию о товарах, их свойствах; работать с нормативной и технической документацией в области товароведения, оценки качества, совершенствования ассортимента и экспертизы товаров (законодательными и нормативными актами РФ, классификаторами, стандартами, сертификатами соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями и др.); анализировать показатели ассортимента коммерческого и производственного предприятия; определять основные направления формирования эффективной структуры ассортимента; применять методы контроля качества товаров и
обрабатывать результаты контроля; определять порядок операций при проведении экспертизы товаров; устанавливать соответствие содержания маркировки товаров установленным требованиям (в том числе обязательным требованиям, предъявляемым к информации для потребителей); использовать знания в области защиты прав потребителей.
Владеть: методами классификации и кодирования товаров, методами и средствами определения показателей ассортимента и качества товаров и способами сохранения качества товаров; методами и средствами естественно-научных дисциплин для оценки потребительских свойств товаров; методологией товароведения для решения коммерческих задач в современных экономических условиях; рациональными способами и методами хранения, транспортирования и реализации товаров; методикой проведения экспертизы качества товаров; навыками оценки соответствия маркировки установленным требованиям; методами и средствами идентификации, экспертизы, оценки качества и безопасности товаров.
2. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Дисциплина включает следующие разделы:
1 Предмет и основные категории товароведения и экспертизы
2 Классификация и кодирование товаров
3 Ассортимент товаров
4 Качество товаров
5 Свойства и потребительские свойства товаров
6 Оценочная деятельность в товароведении
7 Информация о товаре
8 Правовое регулирование товароведной деятельности
9 Основные понятия в области экспертизы товаров, принципы, виды, объекты и субъекты товарной экспертизы
10 Средства и методы товарной экспертизы
11 Правила и порядок производства экспертизы товаров и оформление результатов экспертизы в экспертной организации
- Преподаватель: Елена Николаевна Власова
- Преподаватель: Светлана Евгеньевна Шипова